Внимание, внимание!
Молодого человека семи с половиной лет привел ко мне отец – разобраться, почему сын получает тройки по английскому. «Математику я делаю с ним сам и добился, чтобы он не отвлекался! А вот с английским справиться не могу, хотя с репетитором он занимается пятый (!) год…» Нет ничего удивительного в том, что родителей волнуют школьные успехи и неудачи детей. Но как понять: действительно ли у ребенка есть проблема?
«Он отстает в школе!» – и родители, страстно желая видеть в ребенке отличника, меняют учебные заведения, репетиторов, увеличивают нагрузки. Не все знают, что у многих школьных неудач детей с хорошо развитым интеллектом есть общая причина – невнимательность. Дети рассеянны, небрежны, легко отвлекаются – психологи считают это признаками так называемого «синдрома дефицита внимания». Сегодня он встречается у 4–20% младших школьников. (Такая разница – из-за особенностей национальных темпераментов и жесткости критериев в разных странах.) В Москве, увы, это касается каждого пятого ученика младшей школы.
Трудно поверить, но невнимательность – причину троек – нельзя исправить строгостью и дополнительными занятиями с ребенком. В каком-то смысле без профессиональной помощи ее вообще нельзя исправить: «синдром нарушенного внимания» носит по преимуществу наследственный характер и чаще передается по мужской линии. Он проявляется с раннего детства, но только к 8–10 годам (когда учеба и другие занятия требуют от ребенка сосредоточенности, целеустремленности, самостоятельности) становится неудобным, мешает жить. Приблизительно треть детей этот синдром «перерастет», для других без профессиональной помощи он останется серьезной личной проблемой.
Есть несколько диагностических признаков «синдрома нарушенного внимания»: ребенок не может сосредоточиться на деталях, ошибается по невнимательности, ему трудно дослушать обращенные к нему слова, он не выполняет задания до конца, «теряет» учебники и тетради, легко отвлекается, не хочет прилагать умственные усилия. Если шесть из этих признаков сохраняются у младшего школьника в течение полугода, значит, ему необходима профессиональная помощь.
Невнимательных, импульсивных, расторможенных детей сегодня становится все больше – это словно расплата человечества за ускоряющийся ритм жизни, лавинообразный рост информации, за то, что принято считать благами цивилизации. Специалисты научились таким детям помогать. Причем это тот редкий случай, когда психотерапия сочетается с приемом лекарств. Наука создала новое поколение препаратов. Они, конечно, не изменят запрограммированное природой, но, пока ребенок получает лечение, его внимание остается острым и устойчивым, он учится новому, и полученные знания у него уже невозможно отнять.
Дата: 20.09.2006
Источник: PSYCHOLOGIES №8
Ссылка: http://www.psychologies.ru/
Автор: Вроно Елена