Главная / Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

PISA FOR SCHOOLS (PISA ДЛЯ ШКОЛ)

«PISA для школ» – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования. В основе инструментария исследования лежит Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Национальным центром проведения исследования в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Исследование проходит в компьютерном формате, что способствует более эффективной обработке результатов и позволяет разрабатывать тестовые задания, которые в большей степени соответствуют современным реалиям.

На сайте Федерального института оценки качества образования доступны для ознакомления примеры заданий международной программы по оценке учебных достижений PISA (Programme for International Student Assessment).

Исследование направлено на проверку математической, естественнонаучной и читательской грамотности 15-летних школьников со всего мира. Среди предложенных примеров есть задания по естествознанию, а также задание, проверяющее навык совместного решения проблем. В следующем цикле исследования PISA (в 2021 году), основное внимание будет уделено математической грамотности, впервые будет исследоваться креативность мышления учащихся.

В рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», разработана методология и критерии оценки качества общего образования, которые предусматривают проведение ежегодной региональной оценки по модели PISA в некоторых субъектах РФ.

Многие задания PISA непривычны для российских школьников, поскольку в рамках исследования проверяется не умение заучивать, а умение применять знания в нестандартных ситуациях, решать задачи различных сфер человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Формирование функциональной грамотности

Для  формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся     по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление предлагаются следующие цифровые тренажёры:

 

  1. «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru/,
  2. ФГБУ «ФИОКО» https://fioco.ru,
  3. «Медиатека» («Просвещение») https://media.prosv.ru,
  4. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» http://www.centeroko.ru/, на сайте ОЭСР https://www.oecd.org/
  5. ЦНППМПРМО https://cppm.asou-mo.ru.

Ссылки на электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности у обучающихся

Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Открытые задания PISA на официальном сайте  федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»




    Остались вопросы?

    Директор ответит вам лично



    (антиспам)