Главная / Гостиная, Гостиная родителей / Рекомендации психолога по развитию мотивации будущего первоклассника к обучению в школе.

Рекомендации психолога по развитию мотивации будущего первоклассника к обучению в школе.

26.02.2021
Просмотров:43297

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе? Может

быть внешняя сторона школьной жизни? («Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг…»). Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но это не самые главные мотивы. Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью – учением. «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых А вот быть школьником – совсем другое. Это уже осознаваемая ребёнком ступенька вверх, к взрослости. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребёнка и уважительное отношение взрослых к учёбе как к важной, серьёзной деятельности.

Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высоком уровне интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как говориться, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи на лицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Ещё хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, — ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдёшь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе будешь учиться?», «Одни двойки будешь получать», «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе. И сколько же терпения, внимания, теплоты, времени придётся потом уделить этим детям тьютору и учителям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А это, бесспорно, гораздо труднее, чем с самого начала формировать положительное отношение к школе.

Исследования показывают, что возникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается, прежде всего, посредством включения детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, просмотр семейного фотоальбома, где отражены школьные годы папы, мамы, других членов семьи, общение со школьниками – выпускниками их детского сада, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, кинофильмов о школе, проведение совместных выставок детских работ, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги, учения и др. 

Особо важную роль имеет при этом игра. Например, дидактические игры (настольно-печатные, игры с правилами и др.) формируют быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать. В сюжетно-ролевой игре «Школа» ребенок, исполняя роль ученика способен выполнять игровые действия, подобные реальным действиям школьника, взаимодействуя с игровыми партнерами, ему открывается смысл реальных социальных отношений, возникающих между учениками, учеником и учителем. Смысл построения взаимоотношений заключается в том, что ученик может быть принят сверстниками и взрослым только в том случае, если будет выполнять предписанные нормы и требования. Ребенок начинает принимать себя как ученика, через оценки своих действий игровыми партнерами, он становится способным реализовать реальное ролевое поведение, которое является необходимой деятельностью на этапе перехода ребенка из дошкольного в младший школьный возраст.

Таким образом, развитие мотивации ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от воспитательного воздействия взрослого, от ряда условий, которые создает ему семья. Наличие мотивации ребенка увеличивает его усилия и настойчивость в выполнении учебных задач, дает «зелёный свет» инициативности, улучшает когнитивные способности, повышает успешность обучения.